123154, МОСКВА,
УЛ. БЕРЗАРИНА 15 Б, ТЕЛЕФОН ХРАМА:
8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь от 8 мая 2016 года

      Христос Воскресе! Поздравляю вас с продолжающимся праздником Пасхи. Этот день мы называем Антипасхой. На греческом языке приставка «анти» обозначает «напротив», то есть это воскресенье, которое лицом к лицу стоит перед самым главным воскресеньем в году – напротив праздника Пасхи.

      Сегодня мы вспоминаем Апостола Фому. Святые Отцы по-разному трактуют евангельский эпизод, когда Фома не поверил словам других Апостолов, что они видели воскресшего Спасителя. Выражение «Фома неверующий» даже стало нарицательным, и поэтому у большинства людей складывается двоякое отношение к этому Апостолу. Однако на отпусте мы упоминали его, как великого Апостола и святого угодника Божия.

      Руками Апостола Фомы все мы прикоснулись к Телу воскресшего Спасителя. Теперь никто уже не может сомневаться. Когда Апостолы проповедовали Евангелие, Благую Весть о воплощении и воскресении Христа, они говорили в городах и на площадях: «О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, мы свидетельствуем и возвещаем вам» (1Ин. 1, 1-2). В этом смысле руки Апостола Фомы – это руки каждого, кто хочет просить у Бога искренней веры.

      Неверие Фомы – это неверие не заскорузлого атеиста, а человека, который разлучился с кем-то близким на десятилетия, считает его мертвым и даже надеяться на встречу не может. И он говорит: «Пока я не увижу своими глазами, не поверю».

     Обратите внимание – Апостол Фома не так часто появляется на страницах Нового Завета. Но две недели назад, в Лазареву Субботу, мы упоминали его в евангельском чтении. Незадолго до того, как Господь воскресил Лазаря, в Иудее произошел конфликт: Спасителя хотели побить камнями, и Он оттуда ушел. И вот Он вновь объявляет ученикам, что собирается в Иудею «разбудить» Своего друга Лазаря. Апостолы отговаривают Христа: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11, 8). А Апостол Фома говорит: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Эта фраза показывает глубинное устроение Фомы – никакой он не атеист. Еще Господь не был прославлен, еще не сошел Святой Дух на Церковь, а он уже был готов пойти и умереть вместе с Учителем. Апостол Фома демонстрирует не неверие, а глубочайшую горячую любовь к Богу.

     Ученики встретили Христа ликующими, радостными. Они были потрясены тем, что их чаяния начали исполняться, но Святой Дух еще не просветил их. Мы очень на них похожи: мы тоже слышали о Спасителе, Его Воскресении, жизни вечной, и даже пытаемся рассказывать об этом нашим близким, но те не слышат, как не слышал и Фома, потому что наши физиономии, наши лица не просвещены, не одухотворены. Для нас Благая Весть о том, что Христос воскрес, остается абстрактной информацией. Точно так же мы знаем, что расстояние от Земли до Солнца – 150 миллионов километров, а Волга впадает в Каспийское море. Благая Весть еще никак не повлияла на нашу жизнь.

     То же было и с апостолами: они уже знали о Воскресении, но Святой Дух еще не сделал их другими. Поэтому ученики хотя и рассказывают об этом Фоме, но не имеют силы убеждения. Благодать приблизилась к ним, но еще не вошла в сердце. Когда же Святой Дух просветил Апостолов, их слова обращали множество людей, и тысячи человек могли принять крещение в один день.

     Братья и сестры, давайте постараемся, чтобы наша вера не была фальшивой маской. Она должна пропитывать сердце, прорастать в нем, менять наш образ мысли и взгляд на мир. Спросим себя – так же ли мы относимся к квартирному вопросу, к зарплатам, к своей теще, к ближайшим родственникам, как и прежде? Если мы пришли в храм пятнадцать лет назад, а ничего за это время не изменилось, значит, мы так и не впустили Христа в сердце. На этом поприще нам и нужно постоянно, ежедневно трудиться. Дух Святой уже сошел в Церковь, мы все крещены, миропомазаны, и только по внутренней заскорузлости не можем творить чудеса – передвигать словом горы, пить что-нибудь смертное, чтобы это нам не вредило. Нам чуть-чуть не хватает веры. С одной стороны, мы говорим, что Бог есть, но в то же время уверены, что в нашей жизни все должно быть так, как мы сами этого хотим: для счастья нам обязательно нужно жениться, или куда-то попасть, успеть на электричку. А когда не успеваем, мы раздражаемся, потому что не верим Богу и не хотим знать, что Он задумал о нас.

     Если же мы позволим Господу изменить нас, то и слово наше станет убедительным. Люди всегда чувствуют: говоришь ты из глубины души и от полноты сердечной, или надел на себя благочестивую маску.

     Еще раз поздравляю всех с праздником!