123154, МОСКВА,
УЛ. БЕРЗАРИНА 15 Б, ТЕЛЕФОН ХРАМА:
8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь от 28 февраля 2016

PropovedС праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем.

     Постепенно, шаг за шагом Святая Церковь подводит нас к таинству Великого Поста. Сегодня уже третья подготовительная неделя: сначала мы вспоминали Закхея, который так возжелал увидеть Господа Иисуса Христа, что, несмотря на свой социальный статус, на то, что был богатым и влиятельным человеком, влез на дерево. Это значит, что и нам первым делом нужно изо всех сил захотеть. Затем в прошлое воскресенье говорили о мытаре и фарисее, как важно смиряться. И вот сегодня следующий шаг – настоящее покаяние. В Евангелии мы читаем притчу о блудном сыне.
     В Священном Писании заложена такая поразительная глубина, что приблизиться к настоящему его пониманию можно только посвятив этому жизнь. К сожалению, наши будни так устроены, что мы бесконечно торопимся. Одно из главных наших городских искушений – когда кажется, что все нужно успеть, а после каждой решенной задачи возникает дюжина других. Мы оказываемся в смятении, потому что не можем решить, что главное, а что второстепенное. Также и я, когда думал, что могу сказать по поводу этой притчи, на которой многие святые построили свою жизнь, вдруг понял, что сказать мне особо нечего.
     Отцы Церкви говорят, что притча о блудном сыне детально раскрывает психологию греха. В Евангелии лаконично сказано, что младший сын получил свою часть наследства и ушел. Но давайте представим, как это могло произойти. Обычно человек получает наследство, когда отец его умирает. То есть мы видим сынишку, который говорит: «Папаша, мне надоело ждать, когда ты загнешься. Давай считать, что мы с тобой чужие люди. Отдай мою часть состояния, и я пойду по своим делам».
     Когда сын уходит, перед ним раскрывается целый мир, огромные заманчивые перспективы. Мы знаем, что грех, когда к нему присматриваешься, кажется очень сладким. И вот этот юноша идет в дальнюю страну, и оказывается, что друзья, которые его так уважали, на самом деле любили не его, а его деньги.
     Говорят, что отец потом долго стоял на пороге дома и ждал, когда сын вернется. Иногда боль утраты близкого человека может убить. Но с отцом этого не происходит, потому что его сердце исполнено любви. Никакие скорби не могут сломать человека, если он уподобляется в своей любви Богу Отцу, потому что Бог – это Источник всякой жизни. Получается удивительный парадокс: сын должен был морально уничтожить отца, но вместо этого он убивает самого себя, как это делает каждый грешник.
     Для иудея низшая точка падения, которую только можно представить – это пасти свиней. Они считались нечистыми животными, к свинье даже не прикасались. Хуже ничего быть не могло. А сын вынужден быть свинопасом, и тут Господь пробуждает в нем покаяние.
     В этом состоянии у человека есть две дороги: можно впасть в отчаяние, а можно признать свой грех. Юноша все-таки находит в себе силы понять, что недостоин называться сыном, но хочет быть хотя бы в числе наемников. Когда он возвращается домой, то говорит очень правильное первое слово – «Отче». Все-таки связь между ним и отцом сохраняется несмотря ни на что.
     После этого отец призывает слуг и говорит им: «Изнесите одежду первую и облецыте его»(Лк. 15, 22). В русском переводе стоит «лучшую одежду», но если бы она на самом деле была лучшая, это значило бы «Почувствуй себя гостем». На самом деле имеется в виду именно «первая» – то есть та, которую он носил когда-то, к которой привык, что-то вроде старого любимого поношенного халата. Отец возвращает юношу в семейное лоно, принимает в атмосферу дома.
     Он также дает ему перстень на руку. Мы много говорили с вами о символе перстня – это личная печать человека, которая использовалась в древности при заключении договоров. В нем символически заключалось все, что человек имел. Отсюда обмен кольцами в таинстве венчания – молодожены говорят: «Я целиком и полностью тебе доверяю, и готов отдать всего себя». Точно также отец дает перстень.
     Иногда мы прощаем человека, а сами думаем про себя: «Ладно, так и быть, я больше не сержусь, но еще посмотрю на твое поведение». Проходит время, человек ошибается, и мы себе на полях отмечаем: «Ну конечно, я так и думал». Наше прощение – это далеко не всегда восстановление доверия. А в притче говорится, что отец вновь возвращает этого кающегося грешника в прежнее достоинство, и ему вновь, всецело, целиком и полностью принадлежит все то, что принадлежит и отцу.
     Старший сын из притчи очень похож на фарисея, о котором мы говорили на прошлой неделе. Он тоже ничего плохого не делал, только исполнял заповеди – вычитывал все каноны, молитвы, выполнял послушания. Но когда слуга говорит ему: «Брат твой пришел», он не хочет войти. Отец выходит к нему, приглашает вместе порадоваться, но в ответ слышит: «этот сын твой пришел». Не «брат мой», а «сын твой». Это очень важные слова, которые говорят, что этот праведник не имеет кровной связи с отцом, она здесь рвется. А тот, который вернулся невесть откуда, опять сидит в своем домашнем халате и оказывается управляющим всем имением.
     Дорогие братья и сестры, после каждого воскресного чтения нам дается неделя, чтобы осмыслить услышанное и примерить его на себя. Желаю всем вам помощи Божией и прошу ваших молитв.