123154, МОСКВА,
УЛ. БЕРЗАРИНА 15 Б, ТЕЛЕФОН ХРАМА:
8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь 17 января 2016

Propoved

    С праздником вас, братья и сестры! С воскресным днем!

       Сегодня предпразднество, то есть подготовка к Крещению Господню. Этот праздник настолько велик и значим, что церковный устав отменяет обычные для воскресного дня чтения Евангелия. Каждая неделя (воскресенье) в году имеет свое порядковое исчисление – сначала от Пасхи, а затем от Пятидесятницы: неделя вторая по Пятидесятнице, третья и т.д. Для каждого такого дня есть свой отрывок из Евангелия, который полагается читать во время Литургии. Так вот, перед Крещением Господним это правило отменяется, потому что нужно подготовить людей к переживанию Праздника.

      Мы знаем, что церковный праздник – это прорыв из времени в Вечность. Человек, который усердно молится, стремится проникнуть в Тайну Божию своим пытливым, удивляющимся умом, сам оказывается свидетелем событий, совершившихся две тысячи лет назад: он присутствует в толпе, которая окружала Спасителя, чувствует дыхание тех людей, внимает словам Христа, как будто они сказаны здесь и сейчас и обращены непосредственно к нему. Это его уши слышат голос Спасителя, призывающий нас изменить свою жизнь.

      Эта крещенская отступка в круге богослужебных чтений подготавливает нас к грядущему празднику. Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, что Господь идет креститься к Иоанну, однако Самого Христа в повествовании нет. Он пока на втором плане, еще не подошел к берегу Иордана. Но уже вся страна Иудейская, иерусалимляне и все, кто слышал об этом пророке, собираются и приходят к Иоанну креститься, исповедуя грехи свои. Святая Церковь вспоминает этот эпизод, призывает прислушаться и замереть в ожидании: вот-вот к Иоанну Крестителю на Иордан придет Сам Спаситель мира.  

     Сегодня мы также слышали тропарь предпразднеству Крещения Господня. Всем нам, братья и сестры, желательно больше упражняться в изучении церковнославянского языка, потому что наш современный язык вырос из него и стал во многом проще. Церковнославянский - гораздо более богат и многогранен, каждое слово светится и переливается разными смыслами. Поэтому хочу еще раз прочесть с вами тропарь предпразднеству, чтобы мы могли вместе его осмыслить.

      «Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыйта себе, якоже в раи прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити».

       «Готовься, Завулон, и украшайся, Неффалим». Завулон и Неффалим – это сыновья патриарха Иакова, двое из двенадцати родоначальников колен Израилевых. Именно в их уделах Господь начал свою проповедь после Крещения. К тому моменту эти праотцы давно умерли, но у Бога все живы, и поэтому мы обращаемся не к мертвецам, а к людям, которые долго ожидали пришествия в мир Спасителя на лоне Авраамовом. Мы поем: «готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме», - потому что они так же, как и мы с вами, ожидают, что вот-вот свершится это событие.

      «Застынь, Иордан-река», прекрати течь, остановись в благоговейном трепете, потому что сейчас наступит священное мгновение. «Подыми, ликуя, идущего креститься Владыку», взыграй,  пусть твоя вода бурлит. Радуйся, что ты сподобилась принять в себя Самого Господа.

      «Радуйся, Адам с праматерью, не скрывайтесь, как прежде в раю». Это призыв к Адаму и праматери Еве. Они тоже давно упокоились плотью, но Господь первыми вывел их из ада. «Увидев вас нагими, Он явился, чтобы облечь в прежнюю одежду». Когда Адам и Ева согрешили и увидели, что наги, они поспешили сшить себе одежды и спрятаться от лица Божия. Мы поем: «перестаньте прятаться от лица Божия», - потому что если раньше эта встреча была для вас страшна и ужасна, то теперь Он стал смиренным Человеком, пришел, чтобы спасти вас. Не скрывайтесь, как вы делали это прежде в раю, ибо Он явился, чтобы облечь вас в прежнюю одежду – ту самую, которой вы лишились, совершив грехопадение.

     Завершается тропарь восклицанием: «Христос явился, все творение желая обновить», – не только человека, но и Иордан, чтобы он жил по другим законам, - и весь мир.

        Это один из тридцати двух тропарей, входящих в канон. Если мы приложим усилие и немного вдумаемся в них, то каждый праздник откроется для нас новыми гранями.

        Братья и сестры, призываю вас к божественной и спасительной тишине. Постарайтесь прийти на крещенское богослужение не в смятении чувств, а с душевным миром, и стоять в очереди за водой не в суете, а с молитвой. Пусть божественная благодать, которая вот-вот освятит весь мир, снизойдет в каждое сердце, в каждую душу и в каждый дом.