123154, МОСКВА,
УЛ. БЕРЗАРИНА 15 Б, ТЕЛЕФОН ХРАМА:
8-499-408-08-40
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ И ФЕОДОР ТИРОН ПРОЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Проповедь 6 марта 2016

Propoved

С праздником вас, братья и сестры, с воскресным днем.

    Завтра, к особой радости самых немощных из нас, и к моей тоже, начинается пост. Сегодня последний день, когда мы вкушаем мясную пищу. Это послушание мы будем нести до самого дня Святой Пасхи. Поскольку нам предстоит долгий путь, Церковь мудро готовит нас: сначала через наставление, а теперь и через постные труды. На масленичной неделе в среду и пятницу поста нет на все продукты, кроме мяса.
    Сегодня, в самом начале поста, мы слышим послание Апостола Павла, что «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Нужно сразу взять эти слова на заметку. Часто не слишком воцерковленные люди считают, что нужно поститься так, как указано в церковном календаре для монахов. Через несколько недель они будут изнывать от чрезмерного подвига, который приняли на себя. И в этот момент нужно будет вспомнить слова Апостола о том, что гордиться нам совершенно нечем.
    Второе сегодняшнее чтение открывало, как будет происходить Страшный Суд – Господь очень четко и понятно разъяснил это. В Символе Веры говорится: «чаю воскресения мертвых», то есть мы ожидаем и верим, что это произойдет. Мы знаем, что умрем; и уверены, что в определенный момент воскреснем. После этого человек вместе со своим телом, во всей полноте, будет всецело принадлежать Вечности. И какая это будет Вечность, зависит от тех недолгих лет, которые мы здесь проживаем.
    При всеобщем воскресении придет Господь Иисус Христос, это будет Его Второе Пришествие. Первый раз Он приходил две тысячи лет назад, когда понес учительский и искупительный подвиг за жизнь каждого человека. За каждого из нас Он заплатил выкуп Своей пречистой Кровью. Это огромная цена, которую невозможно представить. Второе Пришествие будет не таким, как Первое: в Первом Господь учил нас Своим примером, стремился быть незаметным для других, показал путь смирения и любви. Второе же будет пришествием Богочеловека во славе. Это тот самый экзамен, к которому мы сейчас готовимся. Можем быть уверены, что все наши мелкие проблемы, которые здесь кажутся важными, - это маленькие домашние задания, подобные тем, что задают ученикам в школе: сделать одно упражнение, решить два примера, прочесть несколько параграфов. Все это нужно, чтобы в один прекрасный момент человек, будучи одиннадцатиклассником, пришел и сдал этот экзамен. Бывают такие формы обучения, когда и в школу не нужно ходить – экстерн, домашнее обучение. То есть не важно, как ты провел эти годы, а важно, как оказался готов к экзамену, который оказывает дверь в новую жизнь.
    Удивительно, но здесь нет никаких секретов. Господь четко рассказывает, какие будут вопросы в этих последних билетах – они совершенно не сложные. Христос не спрашивает, какие у нас были политические убеждения, во что верили, какой философии придерживались, а задает вопрос: был ты человеком, или не был? Потому что для нас естественно проявлять любовь и милосердие к ближним – кормить, поить, утешать других людей. Сатанинская кознь в том и заключается, что очень часто, занимаясь поиском человеческой справедливости, и даже договорившись со своей совестью, мы ни в коем случае не любим своих ближних.
    Господь разделяет всех людей на две части: одних ставит слева, других справа, как пастух отделяет овец от козлов. Неожиданные слова произносят те, кто оказались справа: Христос призывает их в Царство Свое, говорит «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36). Обратите внимание: эти люди находятся в искреннем удивлении от того, что эти слова обращены к ним. Человеческое доброделание, милосердие было для них настолько естественным, что они совершенно не считали это чем-то особенным, заслуживающим награды. Владыка Антоний Сурожский даже говорит: «мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне. И поэтому если кто из нас и думает, что он поступает милосердно, заботится о больных, посещает тюремных заключенных, питает голодного, одевает холодного, - пусть поставит перед собой вопрос: от сердца ли он поступает или потому, что чувствует, что таков его долг и что он даст ответ за свои поступки? И если только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства!..»
    Настолько же удивляются и грешники слева, говоря: «Господи, когда же мы тебя могли встретить?»
    Обратите внимание на еще один момент: в каждом человеке, оказывающемся рядом, есть образ Божий, в нем скрывается Христос. Каждая встреча – это встреча с Богом. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40), и как «не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45). Поэтому пусть наш язык зажмется между зубами всякий раз, когда мы захотим сказать недоброе слово, и пусть в каждом человеке мы научимся видеть божественную святыню.
    В завершении я хотел бы напомнить вам вчерашнее песнопение. Церковь призывает нас: «Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим. Да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие».