123154, Москва, ул. генерала Берзарина, д.15, к.1(напротив)
Телефон: 8-499-408-08-40

m 13
m 14
m 15

Миссия выполнима, или Записки начинающего миссионера (ч. 2).

058

Третий день

На следующий день подъем назначен рано. К 8.30 нужно быть в Нижнем Енангске, в библиотеке. Сегодня мы служим там Божественную Литургию.

Еще накануне в помещении библиотеки был собран походный храм. Так что и провести Богослужение можно совсем как в настоящей церкви.

К нашей радости, народу прибыло много, более ста человек – мы с трудом пробиваем себе дорогу среди собравшихся. В сенях и на улице ожидают своих хозяев собаки и санки. Пыхтят самовары в сугробе – после службы будет чаепитие и трапеза. Настроение торжественное и слегка волнительное. Литургия – это непосредственная встреча с Богом, и волнение ощущается каждый раз. А для местных жителей это и вовсе нечто необычное.

001022009

Служба проходит на одном дыхании. Младенцы на руках у мамаш, как и вчера на Таинстве Крещения, временами заводят такое многоголосье, что никто никого уже не слышит. Стоит одному расплакаться, и все как по команде ему начинают помогать. Вот она, солидарность в действии! Мы, русские, друг друга в беде не бросаем! А батюшка, знай себе причащает отроков. Служба продолжается. Радостно!

028033022

045041053

067070071

После окончания Литургии и праздничной трапезы мы собираем вещи и едем в село Верхняя Ентала. Здесь у нас, как и везде, запланированы выступление хора, книжная выставка и показ фильмов.

081083085

В селе нет храма, зато есть свой молельный дом. Назавтра мы собираемся вернуться сюда, в этот дом, и совершить Божественную Литургию. Поэтому очень важно познакомиться с местными жителями и установить доверительные отношения. Ну и, конечно же, заранее собрать наш походный храм.

На этом третий день заканчивается. Мы едем домой. Сегодня выдался первый свободный вечер. Никуда спешить не надо, можно заняться своими делами. Только сейчас вдруг все поняли, как сильно устали за эти дни. Мужчины ведут беседы, смотрят кино и спят, женщины репетируют песни и готовят еду.

098100103

Сегодня на ужин к нам заглянули гости – Людмила и Надя с маленьким сыном. Надя родилась и выросла в Енангске, живет и работает в Вологде. Приехала на выходные – а тут мы. За столом звучат протяжные песни о Енанге-речке и черном вороне. Громкие разговоры, шутки и смех оглашают стены приютившего нас дома. На улице мороз и постепенно приходит тихая северная ночь. Эх, Енанга-река…

А вот отец Дмитрий с дядей Димой так и остались в Верхней Ентале крестить людей, освящать дома и причащать тяжелобольных. В тот вечер покрестились 32 человека. Причем, требы совершались не только в Верхней Ентале, но и в Маслово, и в Нижней Ентале, и в Бакшеевом Доре… Когда отдыхают наши главные миссионеры – одному Богу известно.

Четвертый день

Сегодня последний день. С самого утра наши машины мчат нас... в общем, куда-то мчат. Непривычные названия окрестных деревень уже давно у всех спутались в голове, и никто толком не понимает, откуда и куда мы едем. То ли в Енталу, то ли в Енангск. А уж в Нижний или Верхний – и подавно никто не знает. Одним словом, едем туда, где были вчера. Правда в пути всё же выясняется, что едем в Верхнюю Енталу.

002003004

Приезжаем еще затемно. В селе нас уже ждет наготове молельный дом, в котором еще вчера был установлен походный храм. Помещение большое, так что места хватит всем. Еще с ночи натоплена печь. Для совершения Божественной Литургии лучше и не придумаешь. Постепенно подтягиваются местные жители. Зажигаются свечи, поет хор, читаются часы. Батюшка начинает Литургию. Через полчаса народу уже ощутимо много – человек 60 наберется точно. Стоят у стеночки, переминаются с ноги на ногу, смотрят. Перешептываются между собой. Кто-то кому-то объясняет, как складывать пальцы для того чтобы перекреститься; кто-то имена за упокой пишет на листочке; кому-то показывают, как ставить свечку; а кто-то просто наблюдает да на ус мотает. Всё в диковинку, всё необычно. Особенно детям интересно. Одним словом, присматриваются, открывают для себя мир Православия. Слава Богу, появилась и у них такая возможность. Ведь в большинстве сёл Божественная Литургия не служилась уже много десятилетий. И вот теперь, наконец…

029013006

017023028

031034014

После службы еще шесть человек из дальних сел изъявляют желание покреститься.

А вот наши старые знакомые, Людмила и Михаил, и вовсе решили венчаться. Много лет в браке, дети уже давно выросли, а так и не были венчаны. Михаил всё против был. А тут, с нашим приездом, и переменил мнение. Сначала крестился. А потом и венчаться решил. Поистине, неисповедимы пути Господни! Людмила же прямо сияет. Великая радость у нее. Что ж, желаем им счастья и радости! Хорошие они люди, Харюковы!

untitled 2 of 4untitled 4 of 4untitled 3 of 4

После короткой трапезы мы быстро прощаемся с хозяевами и собираться в путь: как-то внезапно наша миссия закончилась. Несколько дней мы все куда-то мчались, что-то делали, спешили, радовались, расстраивались, переживали, – и вдруг всё внезапно закончилось. Но разобраться во всем этом нам пока некогда. Мы снова опаздываем. Теперь уже на поезд. Ехать-то еще пять часов до Котласа. А там на вокзал, и в Москву. В совершенно другую жизнь, шумную и суетливую. Мы спешим, спешим, спешим…

Вот только уезжать нам почему-то уже и не хочется. Еще бы денек-другой, – и было бы в самый раз! Впрочем, это уже совсем другая история…

Вот так и закончилась наша первая миссионерская экспедиция. Время подводить итоги наступит позже, когда улягутся все страсти и впечатления. Пока же всё произошедшее можно подытожить одной фразой: «Это было здорово!» В любом случае, с Божией помощью мы сделали то, что задумали, приобретя неоценимый опыт, который нам пригодится в дальнейшем. У нас появилось множество новых добрых друзей, разлука с которыми для нас уже в тягость. Но мы точно знаем, что это далеко не последняя поездка в эти благословенные края, и вскоре мы вновь свидимся и продолжим наше общение, проповедь и Литургию!

Также смотрите больше фотографий в фотоленте...

Статьи о нашей поездке на сайте Вологодской епархии:

Из Москвы – в Нижний Енангск. Московские миссионеры провели несколько дней в северном селе